Как избавиться от чувства вины

Чувство вины особое. Оно доставляет нам множество неприятностей. Связано оно с болью «нечистой совести». Чувство вины возникает, когда мы совершаем поступок, который и нам самим не нравится, и противоречит правилам, существующим в социуме. Это чувство часто путают с чувством ответственности, когда человек готов признать свой вклад в ситуацию и ответить за свои поступки.

Что же делать, когда появилось чувство вино? Главное - сразу не начать оценивать себя как личность. Вот пример неправильной реакции: «если я это совершил, значит я плохой». Так автоматически осуждают себя многие. Важно оценить свой поступок, отделив его от своей личности. Да, я это сделал, я поступил неправильно. Как я могу это исправить (если возможно)? Если исправить нельзя, то я возьму это в опыт. Я сделаю выводы, чтобы не поступить точно так же в следующий раз. Еще я могу попросить прощения у человека, которому я нанес ущерб. Или компенсировать.

Но что обычно делают люди с чувством вины? Это чувство настолько неприятно, что люди от него защищаются. Они начинают либо обвинять в ответ, т.е. передают эту вину. Например, говорят «ты сам виноват, а не я». Либо начинают оправдываться. Оба эти способа используются, чтобы снять с себя ответственность. Почему люди так делают? Потому что за таким поведением стоит страх наказания, который прививается с детства в силу культурных обычаев воспитания. Этот страх толкает избегать чувства вины.
Чувство вины, чувство обиды
Что же следует делать, когда вас обвиняют? Если вас обвиняют открыто, то есть прямо высказывают вам свои претензии, попробуйте для начала понять человека. Почему он вас обвиняет? Что с ним происходит, что он чувствует? Выразите то, что вы поняли, и постарайтесь посочувствовать ему. А после этого поделитесь своей версией происходящего. Например, женщина ждет мужчину с работы. Он не идет. Она переживает, звонит ему. Он не отвечает. Она все сильнее расстраивается, потому что она приготовила ужин и очень ждала. И вот он приходит. Она на взводе, начинает обвинять его: «почему ты так поздно пришел?!». Обычная реакция на обвинения – ответное нападение, защита («хватит на меня кричать!») или оправдание («телефон разрядился»). Но если не принимать обвинения на свой счет, а попробовать понять обвинителя, то должно получиться как-то так: «Конечно, ты меня ждала, переживала. Наверное, ты соскучилась и хотела, чтобы я скорее пришел. А я не предупредил. Но я был очень занят, у нас было совещание». Чувствуете, как меняется атмосфера? Скорее всего обвиняющему человеку после таких слов будет легче, и вы справитесь со своим чувством вины.

Второй вариант. Человек не высказывает обвинения прямо, а обижается. Он может молчать, отворачиваться или общаться сквозь зубы. Тем самым он неосознанно навязывает вам чувство вины. Вы начинаете думать, что же произошло? Что я сделал не так? И здесь важно ответить себе на вопросы: что происходит между вами? Откуда у другого взялись ожидания? Почему от вас ждут именно этого? Когда вы сами ответите себе на эти вопросы, опишите ему, что именно вы видите и чувствуете. Например: «Я вижу твое хмурое лицо, ты не общаешься. Скажи, что произошло, это как-то связано со мной или это связано только с тобой?» И тогда человек может признаться, что это его личные переживания и он хочет побыть с собой наедине. Но может он и начать высказывать свои претензии. Даже в этом случае вам станет легче, так как завеса молчания падет и ситуация прояснится. Постарайтесь не принимать обвинения на свой счет, просто подождите, пока человек выскажется. Ему станет легче. А вы подумайте, есть ли ваш вклад в ситуацию. Посочувствуйте, скажите, что сожалеете и приносите свои извинения. Либо если вы не чувствуете своей вины, скажите «да, я вижу, что тебе обидно, но с моей стороны я вижу ситуацию по-другому». И уже опишите свою версию произошедшего. Это тоже принесет облегчение обеим сторонам.

Действительно, бывают обиды не реальные, а манипулятивные, когда человек хочет вас «завинить». В этом случае лучше не приносить свои извинения, а отвечать по факту, как на манипуляцию. Например, человек обвиняет: «Ты мне не звонишь столько времени!». Ответьте по факту без усиленных эмоций: «Я тебе звонил вчера вечером». Или обвинение «ты меня никогда не слушаешь!». Ответ: «Да, иногда мое внимание рассеивается». Лучше не поддерживать манипулятивные обиды, не стараться в них разбираться. Старайтесь выслушать человека и относиться к манипулятивным обидам как к явлениям природы. Вы послушали и переключили его внимание на что-то другое. Это поможет человеку перестать обижаться без причины, а вам сохранить равновесие и не впасть в неоправданную вину.
24 марта 2020

Автор: Елена Киселева
Call Close
Оставьте ваш номер и мы перезвоним!
Или вы можете позвонить нам:
+7 (985) 360 0172
Записаться на прием
Напишите сейчас и получите скидку на первую консультацию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda